BERRYCUP
Блог
о менструальных чашах и женской гигиене

Это BerryCup. Бренд менструальных чаш из Екатеринбурга


Анастасия Торичко 11 лет владеет интернет-магазином Cup for you, где продаются менструальные чаши со всего мира. А в прошлом году она решилась запустить своё производство чаш BerryCup. Мы узнали у Анастасии, почему она не хочет работать с Китаем, как Елена Малышева помогла в продвижении чаш и можно ли конкурировать с чашами с AliExpress за один доллар.
От темы на форуме к своему интернет-магазину менструальных чаш
В 2009 году Анастасия работала экономистом в частной фирме. Она любила проводить время на форумах и однажды в теме про средства личной гигиены наткнулась на упоминание каких-то менструальных чаш. Начала гуглить и узнала, что их используют во время месячных вместо прокладок. Девушке так понравилась идея, что она сразу собрала совместную покупку на форуме и заказала из Великобритании свою первую чашу от Mooncup. Товар понравился, но купить его в России было практически невозможно — тогда она решила сама создать интернет-магазин с менструальными чашами — собрала сайт на бесплатном движке и запустила Cup for you.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Мне сразу же понравилась идея чаш — не было мысли, что это неудобно или опасно. Мне хотелось, чтобы большее количество людей о них узнало. Плюс это была свободная ниша, которая не требовала больших вложений, — первая партия обошлась мне в 20 тысяч рублей.
В начале 10-х о чашах почти никто не знал, поэтому первое время продавалось около пяти штук в неделю. Тогда соцсети были плохо развиты, поэтому Анастасия рекламировала чаши на форумах для мам в темах про личную гигиену. Постепенно количество заказов выросло до 40 в неделю.

Магазин не приносил больших доходов, но и не требовал много времени, поэтому для девушки это было скорее приятное хобби и дополнение к основной зарплате. Но Анастасия была увлечена, поэтому постоянно тестировала разные чаши, прежде чем заказать партию на продажу. За несколько лет она научилась разбираться, какими должны быть материал, упругость, размер, форма и другие особенности. Чем больше девушка погружалась в тему, тем лучше понимала, что хочет запустить своё производство.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Я протестировала около 20 чаш, постоянно читала отзывы от девушек, почему им подошла или не подошла чаша. То есть у меня сформировалось понимание, какой должна быть чаша, близкая к идеальной, которая бы нравилась большинству девушек.
Впервые Анастасия всерьёз задумалась о своём бренде в 2015 году, когда чаши уже начали набирать популярность. Первым делом девушка начала искать изготовителя: открыла интернет и составила список заводов по производству силиконовых изделий. Когда предпринимательница начала их обзванивать, оказалось, что о чашах никто не слышал. Самый частый ответ был: «Что? Менструальные чаши? А пришлите, как это выглядит». Поиски не дали особых плодов, а потом Анастасия забеременела, — идею пришлось временно отложить.

Всё это время Анастасия развивала свой магазин и пыталась популяризировать чаши. В этом помогла Елена Малышева, когда в 2016 году рассказала о чашах у себя в передаче. В тот день в Cup for you пришло около 40 заказов, хотя обычно столько приходило за неделю. Постепенно о чашах начали рассказывать блогеры на YouTube — о них узнавало всё больше людей.
Поиск производства и борьба с Роспотребнадзором
Вторую попытку запустить своё производство Анастасия предприняла в 2018 году, когда ребёнок немного подрос и появилось свободное время. Она решила действовать по старой схеме — составила список заводов и начала их обзванивать. В этот раз девушка нашла производство в Екатеринбурге, которое быстро согласилось сотрудничать. Анастасия даже наняла знакомого конструктора, чтобы он по её рисункам сделал 3D-модель чаши для пресс-формы. Всё шло по плану, пока в какой-то момент представитель завода просто не перестал отвечать на звонки.

— Не знаю, как в России ведётся бизнес, но я была готова заплатить людям за их услуги, а в итоге они просто исчезли, — говорит девушка.
Анастасия не отчаялась и начала искать производство по всей России. Нашла в Петербурге завод силиконовых изделий, который производит всё — от автомобильных запчастей до детских игрушек. У них как раз была своя пресс-форма под менструальные чаши — в краткосрочной перспективе Анастасия выиграла и сэкономила около 400 тысяч рублей, но в итоге это оказалось невыгодно: завод назвал высокую себестоимость.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Цену за чаши мне выставили раза в два выше, чем те, с кем я договаривалась изначально. Их аргумент был: «Вы не платите за пресс-форму». Поскольку тогда не было других вариантов, пришлось работать на таких условиях, но это очень невыгодно: когда производство перевалило за 1 000 чаш, я бы отбила стоимость этой пресс-формы. Лучше бы заплатила один раз.
Предпринимательница протестировала образцы — её устроила форма чаши, но не мягкость и цвет. Быстро подобрали силикон и согласовали упругость чаш, а с цветом оказалось сложнее.

— У нас было примерно 30 разных вариантов расцветок. Если бы получилось всё с первого раза, я бы сэкономила около 10 тысяч рублей, и подготовка к производству заняла бы не полгода, а меньше. Но мне было важно, чтобы цвет получился идеальным. Образцы до сих пор лежат у нас в офисе — используем их в качестве декора на маркетах, — признаётся Анастасия.
If a building becomes architecture, then it is art
Проблемы возникли и с получением сертификатов. Хотя законодательно не закреплено, что на чаши нужно получать Свидетельство о госрегистрации, но на другие средства гигиены нужно. Самое сложное, что чаш пока нет ни в каких нормативах.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Я обращалась в Роспотребнадзор по Свердловской области — они отвечали: «У нас нет нормативов — на основании чего мы будем делать испытания на безопасность?». В итоге мы сотрудничали с частной фирмой, которая занимается сертификацией. Они в своей лаборатории провели испытания, взяли ГОСТы от медицинских изделий и других средств гигиены.
Осенью 2019 года Анастасия запустила сайт и инстаграм и начала продавать чаши своего производства.
Вложения в миллион и работа с Китаем
Первое, что Анастасия знала о своём бренде, — у покупательниц будет возможность вернуть неподошедшую чашу. Поскольку продукт новый, многие девушки боятся его покупать, а так у них есть шанс протестировать и не потратить деньги зря. Чаши покупательницы возвращают разрезанными, чтобы они были уверены, что их не продадут повторно. Чтобы утилизировать чаши, их сжигают: медицинский силикон не содержит вредных веществ.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
У меня нет иллюзии, что наша чаша подойдёт каждой, ведь у всех есть индивидуальные особенности. И ради того, чтобы девушки не боялись купить чаши и попробовать, я готова предлагать им гарантию возврата денег, тем более возвращают всего 2%. Многие девушки не купили бы чаши, если бы не было такой возможности.
Изначально в запуск BerryCup пришлось вложить 300 тысяч рублей. Деньги ушли на первую партию чаш, брендинг, разработку сайта, печать коробок и пошив сумочек, в которые упаковывают чаши. Но на этом затраты не закончились, и каждый месяц вложения увеличивались — в итоге за год получилось около миллиона рублей. Ежемесячно только на ведение инстаграма, которым занимается агентство, рекламу у блогеров и таргет уходит около 100 тысяч рублей. Обычно месяц выходит «в ноль» или небольшой плюс, но даже частично отбить первоначальные вложения пока не получается.
Ускорить процесс окупаемости можно, если начать работать с Китаем: себестоимость там ниже. Но девушка говорит, что не пойдёт на это: она опасается, что чаши будут низкого качества и из токсичного силикона. Пришлось бы каждую партию отправлять на химический анализ, а это дорого и долго.
Как повышать узнаваемость чаш и сотрудничать с блогерами
В первый месяц BerryCup продал 150 чаш, а сейчас объём продаж составляет около 300 штук в месяц. Прирост небольшой: Анастасия больше полугода занималась брендом вдвоём с помощницей, и поиск оптовых поставщиков тоже был на них. Оказалось, сложно найти партнёров, потому что руководители магазинов не знают, как продавать чаши и пользуются ли они спросом. Нужно их убеждать.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Нужно было с самого начала нанять менеджеров по продажам: тогда бы у нас было раза в два больше партнёров. Но при этом я не уверена, что продажи выросли бы значительно: пока рынок мало знает про чаши и их сложно продавать в больших объёмах.
В прошлом году на одном из фестивалей, в котором участвовала Анастасия, она делала голосование «Знаешь ли ты о менструальных чашах?»: около 25% посетителей ответили, что никогда не слышали о них. Поэтому цель девушки — не просто прорекламировать свой бренд, а повысить узнаваемость чаш.
Сейчас основной инструмент знакомства потребителей с чашами — это аккаунт в инстаграме. Но так было не всегда: три-четыре года назад инстаграм был про красивую жизнь, поэтому в нём не поднимались темы, связанные с месячными, и блогеры часто отказывались рекламировать чаши. Ситуация улучшилась, когда начали появляться секс-блогеры, экоактивисты, стали больше говорить об осознанности и бодипозитиве. Сейчас рекламировать чаши через инстаграм стало проще, но, если смотреть глобально, тема менструации до сих пор табуированная.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Мне нравится, что западные бренды работают над тем, чтобы эти табу снять: ведут образовательную деятельность, активны в соцсетях. Я хочу, чтобы мой бренд поддерживал девушек и рассказывал о женском здоровье. Коммуникация очень важна.
Анастасия считает, что важно продвигать чаши именно через блогеров, потому что им доверяют люди. И если блогер скажет, что чаша — это удобно и экологично, а не «Фу, ведёрко с кровью», то многие подписчики их послушают. Важный момент — блогеры должны тестировать чаши и давать честные отзывы, а не просто снимать рекламу и говорить, что чаши — это так классно. Потому что аудитория блогера будет доверять только его опыту.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
— Мы любим сотрудничать с микроблогерами, потому что им больше доверяют. Зачастую реклама у них бывает даже эффективнее, чем у блогеров с сотнями тысяч подписчиков. Было такое, что мы платили 20 тысяч рублей за рекламу, а получали три заказа.
Ещё одна проблема — насчёт чаш существует много предубеждений: например, что использовать их не гигиенично, они вызывают синдром токсического шока и чуть ли не приводят к раку. Эту проблему Анастасия решает через просвещение своих покупателей — ведёт блог на сайте и образовательный телеграм-канал про женское здоровье, отвечает на популярные вопросы в инстаграме.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Предрассудкам, что это самый опасный продукт, нет никаких подтверждений. Первое время меня очень бесило — хотелось всем доказать, что это не так, но сейчас я спокойнее отношусь: если человек думает так, то и пусть. Просто надеюсь, что в будущем он изменит мнение.
Сотрудничество с секс-шопами и чаши по одному доллару
Несмотря на то, что рынок чаш пока маленький, конкуренция постоянно растёт: появляются российские бренды чаш и магазины, специализирующиеся на их продаже. На интернет-площадках Ozon и Wildberries чаши тоже представлены. Анастасия рада, что они стали доступнее, но при этом советует внимательнее относиться к покупке на крупных маркетплейсах, потому что там легко наткнуться на китайскую подделку. А покупать на AliЕxpress совсем не рекомендует.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Я стараюсь писать посты на тему, чем опасны чаши с AliЕxpress по одному доллару. Это странная цена, потому что у нас себестоимость производства выше раза в три. Очевидно, что они используют дешёвый силикон не медицинского, а технического качества, который может содержать токсичные вещества. Нужно понимать, что это не футболка, а вещь, которая контактирует со слизистой.
Одна из причин, почему Анастасия хотела свой бренд, — его проще продавать в офлайн-магазинах. Ей нравится идея, что девушки могут прийти в магазин и просто купить чашу, а не ждать доставку две-три недели. Цель Анастасии — чтобы в каждом городе появились магазины с чашами BerryCup в ассортименте.

— Российский бренд гораздо проще представить в магазинах, чем импортный. Если заказывать большую партию из Европы, будут серьёзные таможенные платежи, поэтому получается не выгодно, — говорит предпринимательница.
Сейчас у BerryCup есть партнёры почти в 15 городах России. По духу и миссии Анастасии ближе магазины экотематики и небольшие точки с натуральной косметикой, но бренд сотрудничает и с секс-шопами.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Я недавно тестировала чашу от бренда секс-игрушек, и она была просто ужасной, я с моим опытом не смогла её раскрыть. Мне хочется, чтобы большее число девушек попробовало чаши и им нравилось, поэтому я решила: пусть лучше покупают наши чаши, чем какие-то непонятные. Ведь они могут отбить у девушек желание пользоваться этим продуктом. Поэтому мы начали сотрудничать с секс-шопами.
Скидка для оптовиков начинается от 30% при заказе от 10 штук. Обычно магазины выкупают товар, по реализации работают только с дружественными проектами: например, магазином «Благомаркет», который направляет средства в фонд «Аистёнок», помогающий семьям с детьми в трудных ситуациях.

Ограничивать ассортимент одними чашами не собираются: скоро планируют выпустить лубрикант с натуральным составом и средства для мытья чаш, тканевые прокладки и менструальные трусики.
If a building becomes architecture, then it is art
Ещё одна важная цель — сократить себестоимость производства. Для этого Анастасия хочет поменять изготовителя. Пока всё находится на начальной стадии: в бренде разрабатывают новую, более удобную форму чаши и планируют, что в течение полугода они появятся в продаже.

Анастасия Торичко
основательница BerryCup
Я готова вложить 300 тысяч в новые пресс-формы, так как это поможет нам сократить себестоимость единицы продукции в будущем.
В планах у Анастасии — повышать узнаваемость чаш и вести образовательную деятельность. Например, сейчас она предоставляет образцы чаш проекту из Новосибирска, который ведёт лекции для студентов про секс и здоровье. Девушка хочет больше сотрудничать с такими проектами и, возможно, запустить свой курс по женскому здоровью.

Как работает менструальная чаша